Вы здесь

Уставы муниципальных образований

Контроль за деятельностью местного самоуправления со стороны органов государственной власти направлен на соблюдение соответствия уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству и осуществляется путем проведения юридической экспертизы и государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 №97-ФЗ) осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции Российской Федерации.

Государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы в Камчатском крае осуществляет территориальный орган Министерства - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - Управление).

Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования.

Согласно части 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) устав муниципального образования вступает в силу после его государственной регистрации и последующего опубликования (обнародования).

На территории Камчатского края расположено 66 муниципальных образований, уставы которых прошли процедуру государственной регистрации и внесены в государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации.

Государственная регистрация уставов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ, и представляет собой следующую процедуру, которую можно условно разделить на три этапа:

1. проверка документов, представленных для государственной регистрации устава муниципального образования (либо муниципального правового акта о внесении изменений в устав);

2. проверка соблюдения установленного порядка принятия устава муниципального образования и муниципальных правовых актов о несении изменений в устав;

3. проведение проверки на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству положений уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, наличия или отсутствия коррупциогенных факторов; подготовка приказа о регистрации или мотивированного решения об отказе в регистрации.

После государственной регистрации сведения о зарегистрированном уставе муниципального образования (муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав) включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации.

Необходимо отметить, что государственной регистрации подлежат только уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

1. В ходе первого этапа проводится проверка документов на соответствие положениям статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, согласно которой устав направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия представительным органом.

Исходя из системного анализа положений указанного федерального закона во взаимосвязи с пунктом 1 части 3 статьи 28, частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ, представляются для регистрации устава:

• устав в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

• решение представительного органа о принятии устава в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

• протокол заседания представительного органа, на котором принят устав, или выписка из него;

• сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава;

• сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава.

2) для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав главой муниципального образования в течение 15 дней со дня принятия указанного акта в регистрирующий орган направляются:

• муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

• решение представительного органа о принятии муниципального правового акта о внесении изменений в устав в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;

• протокол заседания представительного органа, на котором принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, или выписка из него;

• сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования);

• сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Все документы должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены на обороте печатью представительного органа (в случае отсутствия представительного органа - печатью администрации муниципального образования), а также на магнитном носителе.

Пакет документов направляется с сопроводительным письмом, подписанным главой муниципального образования.

2. На втором этапе, при проверке соблюдения установленного порядка принятия устава муниципального образования и муниципальных правовых актов о несении изменений в устав, в отношении нарушения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядка принятия устава можно отметить следующее.

В основном нарушения касаются несоблюдения процедуры опубликования (обнародования) проектов уставов, а также несоблюдения сроков проведения указанной процедуры, что не позволяет гражданам вовремя представить свои замечания и предложения.

3. В ходе проведения проверки соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству положений уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, наиболее характерными нарушениями действующего законодательства являются:

• несоответствие перечня вопросов местного значения, закрепленного в уставах, перечню вопросов местного значения, установленному главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ;

• нарушение при принятии муниципального правового акта требований части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в том числе несоблюдение 30-дневного срока между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений и датой его принятия, а также представление сведений об официальном опубликовании (обнародовании) уже принятого акта;

• дублирование в уставах положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, которыми определяются полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, прокуратуры, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Основными причинами указанных нарушений являются отсутствие в большинстве муниципальных образований квалифицированных специалистов и юристов, поддерживаемой в актуальном состоянии правовой базы федерального и регионального законодательства.

Управление регулярно информирует органы местного самоуправления о последних изменениях федерального законодательства. Внедрена практика ежемесячного направления главам муниципальных образований информационных писем, содержащих сведения об изменениях федерального и регионального законодательства.

Следует отметить, что динамичное изменение федерального законодательства, особенно постоянное внесение изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, сказываются на муниципальном нормотворчестве и увеличивают количество необходимых для внесения в уставы муниципальных образований изменений.

Таким образом, внесение изменений в уставы муниципальных образований проходит в постоянном режиме.

В целях своевременного приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральным и региональным законодательством Управлением обобщаются изменения, внесенные в федеральное законодательство и законодательство Камчатского края, разрабатываются рекомендации по внесению необходимых изменений в уставы муниципальных образований, продолжается работа по оказанию методической и консультативной помощи органам местного самоуправления.

 

О предоставлении сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов

Органам местного самоуправления


Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за первое полугодие 2017 года

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за второе полугодие 2016 года

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за первое полугодие 2016 года

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за второе полугодие 2015 года

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за 2015 год

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за 2014 год

Анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае за 2013 год

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).